Космос существует

Когда долго не выезжаешь из Сум, начинает казаться, что, кроме Сум, других городов не существует. Когда однажды выезжаешь из Сум, начинает казаться, что никогда не жил в этом городе. Память о нем растворяется в туманной дымке, стелющейся вдогонку за поездом, на котором вы уноситесь вдаль.

Месяц назад я был в Москве и Подмосковье и провел там неделю – с 10 по 16 апреля. Семь дней – столько было у меня времени, чтобы утвердиться во мнении – космос существует! Он необъятен и многогранен. В нем вращаются разные планеты, на которых живут разные люди, развеваются разные флаги и звучат разные гимны. Несмотря на это безумное разнообразие, космос очень гармоничен и целостен.

Семь дней я пробыл на одной из планет, на которой уместились мое детство и юность. Там по-прежнему живут мои мама, брат с семьей, теща, брат жены, маленькие поселки вроде Кубинки и очень древние города, такие, как Коломна, в котором одни только храмы как минимум на сто лет старше Сум, а в окружении небольших и древних городов – мегаполис. Магнетизм и нескромное обаяние этого полиса может не признавать только человек, который в нем никогда не был. Этот полис-планета-звезда – Москва.

Путешествие оказалось наполненным чередой запоминающихся событий. В середине недели мы с братом побывали в Мультимедиа Арт Музее, что на Остоженке. Что было в нем самого примечательного? Пожалуй, Анни Лейбовиц с двенадцатью выдающимися «сильными, не требующими оправданий своему телу» женщинами, чьи портреты вошли в календарь «Пирелли — 2016». На других этажах музея демонстрировались работы двух японских фотографов: Осаму Сиихара и Хироси Сугимото (один модернист, другой – фотограф-«театрал» и вдобавок новоявленный Шишкин, выставивший рядом с серией фото знаменитых мировых театров роскошную черно-белую панораму леса, потрясающую своей живостью и реальностью), двух немецких фотографов-женщин: Карен Кнорр и Кандида Хёфер (первая дама – рожденная в Германии, гражданка США, но живет в Лондоне – благодаря своей серии фото «Британский стиль. 1970-е — 1980-е года» ввела нас в высший свет Лондона, а вторая провела по прекрасным залам Эрмитажа).

Был там еще чудаковатый американец Стив Фитч с фото придорожных кафе, отелей, кинотеатров и… динозавров (серии «Маяки американского Запада» и «Динозавры и дизели»). Да, отчего-то в экспозиции этого фотографа немалое внимание было уделено динозаврам. При этом Фитч, похоже, так достал своей любовью к древним рептилиям, что вызвал негодование даже у тех людей, которых он фотографировал. Так, на одном фото работник передвижного террариума снят с плакатом, на котором написано: «We do not have a Dinosaur».

Но самой неожиданной и восхитительной экспозицией в Мультимедиа Арт Музее в тот день оказалась, пожалуй, выставка раскрашенных (тушью или акварелью) японских фотографий конца ХIХ века и… хокку (хайку), написанных нашим современником поэтом-переводчиком Андреем Черкасенко. Эта выставка – фото и хокку – была размещена возле самого туалета. Странно, да?.. Лишь по особой, естественной нужде можно приобщиться к прекрасному.

Вот лишь несколько хокку (хайку) Андрея Черкасенко:

 

Так удивительно

Смотреть на мотыльков.

Уже сорок девять…

 

О самом главном

Решился сказать вчера…

Не дозвонился.

 

Стучит, как сердце,

Если прислушаться…

Вода из крана.

 

Снег с дождем.

Просто вышел на улицу

Спрятать слезу.

 

«В твоих хайку

Нет ни слова обо мне…»

«Но есть про цветы.»

 

Из ромашки

Для нее заварю чай.

Любит, не любит…

 

После музея мы пообедали в арт-кафе «Этре» (брат угостил меня превосходными хинкали и кофе) в Лопухинском переулке, что между Остоженкой и Пречистенкой (ах, как вкусно произносить названия этих улиц!), любовались лебедями на Патриарших прудах и наслаждались мягким обаянием еврейской Малой Бронной…

А в пятницу мы были в Театре на Малой Бронной. Смотрели безумно смешные «Славянские безумства» сербского драматурга Бронислава Нушича. На сцене звучала музыка Бреговича, а фамилия главного героя тоже была Брегович. Было очень весело! Перед спектаклем и в антракте мы пили армянскую тутовую водку. Хороша чертовка!

Выйдя из театра, мы решились пройтись по вечерним улицам в сторону площади Маяковского (ныне Триумфальной). Космос, открывшийся пред нами, был воистину светел и тих. Большой город наполнился яркими огнями и блеском счастливых глаз. По которым, кстати, трудно определить национальность и гражданство. Ибо счастье – вещь интернациональная. Которую невозможно ни купить, ни продать.

В субботу, в день отъезда, неожиданно выпал снег – густой и мокрый, как кукурузные палочки, вымоченные в молоке. Мы с братом поехали к маме, и пока переходили от одного транспорта к другому, у меня на голове вырос сугроб. Студеный снежный апрель ошеломил и сделал резче момент расставания. По прошествии недели в моей памяти зашевелились те самые клетки, в которых хранятся гены моего детства. А когда мы с братом уже стояли на перроне Курского вокзала, откуда теперь уходит поезд в Сумы, мама сказала по телефону, что всегда рада меня видеть.

Из той, московской, семидневной жизни я привез подарки. От мамы, тещи, брата и его семьи. Были там подарки и Насте, моей внучке: варенье из шишек, морковные конфеты, кот Матроскин, который светится от счастья, и много-много любви.

 

11 мая 2016 г.

Як замовити персональну книгу-казку

  1. Зв'язатися з нами за цією формою.
  2. Надішліть нам фотографії , які ви хочете розмістити в книзі, у хорошій якості.
  3. Заповнити анкету , яку ми надішлемо вам для написання казки.
  4. Ви можете надіслати нам привітальний текст від вашого імені, який ми включимо в книгу-казку.
  5. Ми працюємо на передоплату , яка складає 50% вартості створення книги (написання казки, дизайн, оформлення і верстка книги).