Мне кажется, концерт Пола Маккартни в Киеве 14 июня 2008 г. можно смело занести в Книгу рекордов Гиннеса как самый внушительный, многолюдный и вдохновенный концерт под дождем. В день киевского концерта Маккартни несколько раз шел сильный дождь. Последний — мощный ливень — зарядил где-то за 2,5 часа до начала концерта и продолжался, наверное, до 22.30.
Гроза перед концертом прошла просто могучая. Я видел один экран, по которому транслировался концерт (таких экранов было расставлено несколько десятков по Крещатику и Майдану): экран был с битыми ячейками — очевидно, последствия грозы. Во время грозы у меня даже возникло опасение, что концерта не будет. Но когда над Майданом зазвучали первые аккорды, народ радостно выдохнул…
Мы вымокли до нитки, но это не испортило потрясающего впечатления от концерта. Звучали песни из репертуара «Уингз», но публика охотней отзывалась на битловские хиты. Маккартни пытался говорить по-украински — выглядело трогательно и очень забавно. В одном месте он сказал примерно следующее: «Мене просили проспівати цю пісню» и спел «Гоп, гей-гоп!» («Mrs. Vandebilt»). Майдан подпевал хором «украинскую народную песню», отчего ходила ходуном вся площадь. В другом месте Маккартни объявил: «Цю пісню ми будемо співати разом» и исполнил «Гей, Джуд». Спустя еще какое-то время Пол предложил вспомнить историю и спел… «Back in the USSR». И пошла рокнрольная пляска, в которой слились не только украинцы, но и сотни приезжих из России (дочь встретила на концерте парня, с которым в мае познакомилась в Коломне), Беларуси, Молдовы… Одну из песен Пол посвятил Джорджу, другую — Джону. Толпа с жадностью проглатывала каждую песню битла (сказать «бывшего», не поворачивается язык). Люди были повсюду: заняли весь Майдан и Крещатик, вышли на балконы, забрались в ниши стен и даже повисли на фонарях, установленных на Майдане. Нами овладела невероятная эйфория: мы жадно, до слез, дышали ею вместе с влажным после дождя воздухом, спешили насладиться внезапным, ничем не заслуженным счастьем, понимая, что такой случай вряд ли когда-нибудь повторится. Нет, конечно, мы ни о чем тогда не думали – мы просто тащились! Создалось впечатление, что Пол написал песни вчера, что 40 лет, прошедших со времен расцвета «Битлз», как ни бывало. Вот уж поистине — время не имеет значения!..
В тот день в первый раз я увидел Маккартни за 7 часов до концерта — примерно в два дня. Мы вышли на Майдан и встали против громадной сцены, примерно метрах в 100 от нее. Музыканты настраивали аппаратуру, Маккартни вышел в джинсах и синей футболке (на концерте он выступал в костюме, но в скором времени снял пиджак и остался в розовой рубашке) и сыграл несколько рок-н-роллов. Собравшийся на Майдане народ тут же взорвался восхищенными воплями и свистом. «Yesterday» на репетиции исполнили только как мелодию. Зато хиппи и битломаны (они заняли место на Майдане еще в середине дня) хором подхватили песню. Вышло даже очень прилично и впечатляюще!..
Очень не хотелось уходить с концерта, который превратился в своеобразное братание Пола и публики. Однако наш поезд был в 0.40, поэтому, чтобы не опоздать, пришлось уходить с концерта, не дожидаясь его окончания. Когда мы вышли с Майдана на Крещатик, увидели замечательную картину: весь Крещатик, стоя против экранов, лихо наяривал рок-н-ролл. Это было что-то!.. Мы не дослушали, наверно, 3-4 песни, среди которых была и «Yesterday». Может быть, это хороший знак — знак того, что мы еще встретимся с Маккартни на его следующем концерте.
Июнь 2008 г.